День выдался пасмурным и хмурым. Со всех сторон наползали свинцово-серые тяжелые тучи, сверху сыпал мелкий, нудный дождик. Одним словом, погода к поездке отнюдь не располагала.
И только тогда, когда машина, в очередной раз свернув, выбралась на дорогу, ведущую к зданию сельской администрации, небо неожиданно просветлело, капать перестало, и выглянувшее солнце осветило умытые дома, деревья и важно шествующих через дорогу гусей. Мы достигли цели нашего путешествия: прибыли в хутор Красноярский.
Чуть свет - уж на ногах
Понедельник для главы сельского поселения - самый беспокойный день недели. С утра надо быть на планерке в районной администрации, затем побегать по самым разным инстанциям, решая накопившиеся проблемы. Вот и Леонид Петрович Пинчук - глава Красноярского сельского поселения - только что прибыл с очень важной встречи, касавшейся газификации. «Понимаете, не мог не пойти, - словно извиняясь, говорит он. - Газ для нас - один из важнейших вопросов». А какой, спрашивается, вопрос не является важнейшим для главы поселения? Он должен вникать во все, вплоть до скандалов между перебравшими спиртного соседями. Тем более, что наследство ему досталось непростое: в сельском поселении насчитывается более 20 национальностей, у каждой - свой менталитет, свои обычаи, традиции. Как тут не беспокоиться? Однако, как утверждает Леонид Петрович, на его памяти никаких крупных конфликтов никогда не случалось. Бывало, конечно, поспорят по мелочи, но чаще всего на бытовой почве, без всякой межнациональной подоплеки.
- Все наши жители, - утверждает глава, - прекрасно понимают, что живут на территории Российской Федерации, поэтому обязаны подчиняться законам этой страны, единым для всех.
- А глупость человеческая не имеет границ и национальностей, - пожимает плечами Леонид Петрович. - Бывает, что у гражданина просто склочный характер, что он так и ищет, с кем бы поскандалить. Раз ищет - значит, найдет. Но серьезных проблем у нас на этой почве не было. Что касается турок-месхетинцев, то мы уже и не знаем, как без них обойтись. Например, практически все культурные мероприятия любого уровня организуются их силами. И они делают это с удовольствием. Вообще, стараемся вовлекать в общественную жизнь все население хутора от мала до велика. Если детки устраивают концерт, то в зале обязательно присутствуют родители, дедушки, бабушки, если же чествуем пожилых людей, молодежь готовит программу. И нет в данном случае иного разделения, кроме возраста. Жизнь в хуторе, одним словом, не затихает.
Огромное значение придаем спортивному воспитанию. В наше время молодежь подвергается многим соблазнам. Чтобы защитить их от всего этого, на базе сельского клуба отремонтировали аварийное помещение и переоборудовали его в спортивный зал. Помог нам депутат областной Думы А.Н. Полицимако. Теперь там можно поиграть в настольный теннис, бильярд, шашки, шахматы, позаниматься на снарядах. Подремонтировали стадион. Теперь будем ждать побед наших спортсменов.
Одним из самых тонких и в то же время сложных вопросов является вопрос вероисповедания. Очевидно, что в многонациональном сельском поселении эта проблема неизбежна. Но нам удалось обойтись без осложнений даже в такой ситуации. В хуторе есть православный храм, который посещают все желающие, есть молельный дом, где собираются турки-месхетинцы. Не знаю, понравится это кому-то или нет, но я сам хожу туда, общаюсь со стариками, обсуждаю насущные проблемы, бывает, прошу помощи. Не стану скрывать, сначала звучали возмущения по этому поводу, а потом притихли, поняли, наверное, что беды от этого никакой не будет.
Вообще, надо сказать, что турки-месхетинцы - народ спокойный, трудолюбивый, уважительно относящийся к старшим. Хороших, крепких семей у них много, но особо хочется сказать о Хайдаровых и Умаровых. Так, Миша Хайдаров у нас поет в «Лучинушке», взял на воспитание русского мальчика, Алим Умаров - специалист по спорту администрации сельского поселения, председатель НОТа, вообще, очень инициативный парень. Зато вот буквально сейчас пришлось утихомиривать местного казака: так-то он мужик хороший, но как выпьет…
И все же, я считаю, это мелочи, которые легко решаются. Главное, что в нашем сельском поселении большинство жителей трудоустроены: кто-то работает в КФХ «Запольное», кто-то - в рыбколхозах, многие рыбачат по лицензии, выращивают овощи. Можно сказать, спокойно у нас, живем все вместе в дружбе и согласии (трижды стучит по столу).
Очень хороший специалист
Кабинет специалистов администрации утопает в зелени. Причем это не обычные офисные «заморыши», а пышно разросшиеся цветы, явно избалованные тщательным и заботливым уходом. Столы завалены бумагами, какими-то толстыми книгами и тетрадями. Поминутно открывается дверь, и кто-нибудь, заглядывая в кабинет, задает волнующий его вопрос. Видно, и здесь сегодня напряженный день. Валентина Игоревна Хохлачева («Очень хороший специалист», - так ее отрекомендовал Л.П. Пинчук) поднимает голову, отрываясь от каких-то, видимо, чрезвычайно увлекательных отчетов и отвечает очередному посетителю, затем поворачивается в нашу сторону:
- У нас много национальностей, но мы не привыкли делить людей таким образом: по возрастным категориям различаем, а по национальным нет. Вообще же ни одно культурное мероприятие не обходится без ансамбля «Беяз-гюль» под руководством М. Умарова. Года три назад в этом ансамбле выступали и русские девочки, а сейчас выросли, разъехались. Раньше из родного гнезда торопились выпорхнуть главным образом русские мальчишки и девчонки, у турок дети оставались дома, на хозяйстве. Сейчас и они стремятся получить образование. У нас уже есть свой зубной врач Ильяс Жавадович Саниев, преподаватель ОБЖ Мугриша Язданович Шакириев, инженер-конструктор Алим Байрамович Умаров. Чем это вызвано? Наверное, улучшением материального положения, стремлением обеспечить будущее своих детей. А потом и пример соседей заразителен: если у них дочь или сын учится в Волгограде, Волгодонске, Ростове, почему бы и моим не попытать счастья.
Вообще, за последние годы все как-то сроднились: праздники справляем вместе, на свадьбах гуляем сообща. Есть уже даже смешанные браки, немного, правда, но есть.
Главный по спорту

В кабинет заглядывает очередной посетитель. «А вот и наш главный по спорту! - обрадовалась Валентина Игоревна. - Он вам на эту тему все расскажет». Алим Умаров, о котором только что упоминали как об инженере-конструкторе, является специалистом сельской администрации по спорту (а еще председателем НОТа - по совместительству). Он сразу же предлагает отправиться в недавно отремонтированный спортзал. Выходя из здания администрации, Алим обращает наше внимание на стенд, посвященный физкультурно-оздоровительной и спортивной работе: «Видите, один «карман» пустой. Когда мне задают вопрос, почему я сюда ничего не вставляю, советую спрашивающему добиться каких-нибудь успехов в любом виде спорта - и тогда здесь будет его фото.
Дорога к сельскому клубу, частью которого собственно и является спортзал, пролегает через парк. Здесь удивительно прозрачный воздух, наполненный ароматами влажной листвы, грибов и еще чего-то непонятного, но чрезвычайно приятного, действующего умиротворяюще. Еще десяток, другой шагов, и мы подходим к святая святых всех любителей спорта Красноярского сельского поселения.
- Совсем недавно здесь был склад всякого хлама, - начинает повествование Алим Байрамович. - Предложили главе использовать помещение с пользой. Он нашу инициативу поддержал, нашел деньги - и вот результат.
А. Умаров распахивает дверь и с нескрываемой гордостью продолжает:
- Ремонт помещения делали своими руками. Сами сконструировали стол для армспорта - получилось неплохо. Есть у нас настольный теннис, бильярд, тренажеры, шашки, шахматы. В выходные дни собирается до сорока человек. Тесновато, конечно, зато народ не по подворотням прячется, а здесь. Однако, когда все это только начиналось, многие не верили, говорили: «До тебя пытались многие и после тебя будут - стоит ли напрягаться». Думаю, стоит, если удастся уберечь хотя бы одного мальчишку от дурной компании, плохого влияния, наркотиков, сигарет и прочего.
Без них немыслим ни один праздник

Так уж повелось, что инициаторами большинства начинаний в общественной, культурной или спортивной жизни становятся ТОСы. В хуторе Красноярский действуют два органа самоуправления - «Красноярский», возглавляемый И.Ф. Просняковой, и «Цимлянское» под председательством Н.А. Скачковой. Обе женщины твердо убеждены, что их землякам живется так увлекательно именно благодаря взаимодействию культур: каждая вносит свой неповторимый колорит. Так, в фестивале, посвящённом Дню крещения Руси, приняли участие жители разных национальностей, проживающих в Красноярском сельском поселении. «Все очень любят национальный танец турок-месхетинцев «Бар» в исполнении коллектива «Беяз-Гюль», - замечает Надежда Алексеевна. - А уж без турецкого плова и шашлыка не обходится ни один праздник!» «Да и спортивные достижения их парней впечатляют, - вступает в разговор Ирина Федоровна. – Одним словом, без них нам уже не обойтись».
Жить семьей единой
Вот уже 59 лет открывает свои двери для учеников Красноярская школа. За этот период в школе учились дети самых разных национальностей. В конце 80-х годов пришли дети турецко-месхетинской национальности. Приняли их с распростертыми объятьями. Единственным барьером в общении стало слабое знание русского языка. Но постепенно и этот «барьер» рухнул. Ребята быстро влились в коллектив и стали принимать активное участие во всех проводимых мероприятиях. На праздниках рядом поют русские песни и исполняют русские национальные танцы турецкие дети, а русские лихо выплясывают «Лезгинку» и турецкий национальный танец «Бар». В школе можно увидеть стенд под названием «Мы живем одной семьей».
«В поселении - свыше 20-ти национальностей, и за все годы не было ни одного случая серьезных размолвок, обид, недопонимания, - констатирует директор школы Валентина Васильевна Перепелицина. – По сути, наше поселение - Советский Союз в миниатюре.
В тексте хуторского Гимна есть такие слова: «Здесь живут, как братья, разные народы. Здесь законы предков бережно хранят. Над бескрайней степью, над Цимлянским морем, вслед за вольным ветром - песни вдаль летят!» Так вот в нашей Красноярской школе ни один ребенок, независимо от того, русский он, турок, азербайджанец, белорус, - не останется без внимания учителей. Мы живем одной дружной семьей. Да! Мы так живем и надеемся, будем жить всегда!»
Когда мы покидали гостеприимный хутор, вновь зарядил холодный осенний дождь. Однако даже слякотная и промозглая погода не могла ослабить тепло, которым согрели нас местные жители, доказав на собственном примере ту нехитрую истину, что жить в мире и согласии со своими соседями – великое благо.
Ирина Трушина
|